МЕССИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ И РУССКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ – 110 ЛЕТ СПУСТЯ.

МЕССИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ И РУССКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ – 110 ЛЕТ СПУСТЯ.     

СВЩМЧ. ИОАНН СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ.

В воскресение, 24 февраля, в нашем храме святых Сергия, Серафима и Викентия в Милане состоялась конференция, посвященная 110-летию Мессинской трагедии и героической помощи русских моряков, навсегда оставшихся в исторической памяти наших народов.

Было очень важным отметить 110-летний юбилей данного события, исключительным образом повлиявшего на укрепление теплых и дружеских отношений между нашими странами перед I Мировой Войной. И в наше время, когда ситуация в мире становится все более напряженной, как нельзя уместно вспомнить о силе духа и нравственной высоте жертвенного подвига наших военных моряков, ставшими лучшей из всех государственных дипломатий и истинным лицом Русской Армии и Флота времен святого Николая II.   Но существует и еще одно обстоятельство, являющееся исключительно важным для всей Русской Православной Церкви в Италии: ведь  именно данная трагедия стала в жизни одного из героев-спасателей Мессины, тогда еще совсем юного гардемарина крейсера «Богатырь» Иоанна Стеблина-Каменского поворотным этапом, приведшим его через несколько лет, в страшные годы гонений, к принятию священства, исповедническому служению, мученической кончине и прославлению в лике святых Новомучеников Церкви Русской. Таким образом герой Мессины, награжденный итальянской серебряной медалью за оказание помощи пострадавшим в Мессинской трагедии 1908 года, священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, становится первым современным святым Русской Церкви, непосредственно связанным с землей Италии и поэтому особенно дорогим для нас.

Историческую часть событий Мессинской трагедии осветил Михаил Григорьевич Талалай, кандидат исторических наук, представитель в Италии Института всеобщей истории Российской Академии Наук, который выступил с докладом «МЕССИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ И РУССКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ – 110 ЛЕТ СПУСТЯ». Михаил Григорьевич уже много лет занимается исследованием данной страницы совместной итальянско-российской истории, лично встречался с потомками спасенных мессинцев, был непосредственным участником подготовки конференций, праздничных мероприятий и свидетелем установления памятника Русским морякам на посвященной им площади на набережной Мессины. Поэтому его рассказ о трагедии, ее значении и исторических последствиях был прекрасно аргументированным, интересным и живым.

История данных событий поражает своей трагичностью даже сейчас, по прошествии более чем века. Землетрясение, по оценкам, достигло интенсивности свыше 8 баллов по шкале Рихтера, что даже в сейсмически активном Средиземноморье случается крайне редко. От самого землетрясения и последовавшего за ним цунами пострадали стоящие по берегам пролива города Мессина и Реджио-ди-Калабрия, а также десятки других населенных пунктов. Число погибших, по разным источникам, составило не менее 70-ти тыс.,  а, скорее всего, превысило 100 тыс. человек. Более всего пострадала Мессина, где выжившие после разрушительных толчков землетрясения были в несколько минут смыты аномальной волной и большой город мгновенно превратился в страшную груду развалин, заваленных трупами. При продолжающихся подземных толчках, единственными презревшими опасность и поспешившими на спасение тысяч пострадавших, в том числе и ценой собственных жизней, стали русские моряки c военных кораблей, оказавшихся в Средиземном море. Память об этом событии бережно хранится в Мессине и увековечена большой мемориальной доской, на которой первым благодарность возносится лично царю Николаю II. Михаил Григорьевич особенно подчеркнул, что несмотря на многовековые торговые и культурные связи России и Италии, что самая главная страница в их укреплении была вписана именно этими российскими моряками, бескорыстно пришедшими на помощь пострадавшим жителям Мессины. После спасения русскими моряками жертв Мессинского землетрясения общественная атмосфера немедленно и принципиально изменилась: в условиях, когда итальянские газеты и журналы единодушно выходили с заголовками «Да здравствует Россия, да здравствует Николай II!..» Италия поменяла прежний курс и выступила на стороне России в I Мировой Войне. Мессинский урок состоит в том, что сопереживание горю другого, готовность прийти на помощь, по-христиански жертвуя собой ради ближнего, оказываются факторами, способными перевесить все и принципиально изменить самые конфронтационные политические ситуации.

Очень интересный доклад на конференции сделал прихожанин нашего Храма, мессинец Паоло Бруно, который из первых уст рассказал о благодарной, теплой памяти о русских моряках, которую не в силах стереть из памяти современных мессинцев ни время, ни какие-бы то ни были политические ситуации, или коньюнктура. Паоло привел множество исторически зафискированных и передающихся в народной памяти фактов беззаветной жертвенности и героизма наших моряков, защиты ими законности и порядка в адских условиях катастрофы. Паоло отметил, что одним из грустных итогов трагедии, обычно не упоминаемых историками, явилось также разрушение Мессины как исторического Православного центра на Итальянской земле, ведь в развалинах древнего города погибли десятки действовавших еще в начале XX века греческих православных церквей с бесценными иконами, спасенные же иконы были впоследствии вывезены в Грецию и более не возвращены.

В последнем докладе, иеромонах Силуан (Ярославцев) рассказал о чрезвычайно важной для нас, православных на Италийской земле, фигуре русского моряка-спасателя Мессины, будущего протоиерея и священномученика Иоанна Стеблин-Каменского, причисленного в 2000 году к лику Новомучеников и Исповедников российских.

Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге. По семейной традиции выбрал службу на флоте, поступив в Морской кадетский корпус, который окончил в 1908 году со званием корабельного гардемарина. В 1908 году он получил назначение на крейсер «Богатырь» который отправился в двухлетнее заграничное плавание, напутствуемый самим императором Николаем II, призывавших моряков нести в каждой стране, где им предстоит побывать, служение достойное чести русских морских офицеров. И после Мессинской трагедии сам святой Император, увековеченный сицилийцами бюстом за свой приказ русской эскадре немедленно идти на помощь погибающим, сказал о героях Мессины, таких как гардемарин Стеблин-Каменский: «Наши моряки за несколько суток сделали для укрепления отношений с итальянским народом больше, чем все наши дипломаты за все годы моего царствования».

Потомственный петербургский аристократ, сын члена Правительствующего сената и внук вице-адмирала флота, блестящий морской офицер, Иоанн Стеблин-Каменский после Октябрьского переворота остался в России и принял священный сан в страшные годы гонений на Церковь, в 1920 году. Он был воспитан в христианской семье, настоящей основой жизни которой было следование заповеданным христианским нравственным принципам. В бескомпромиссности жизни во Христе и твердом следовании за Ним он нашел что-то очень сродное и близкое жизни боевого морского офицера. Но только воин земного отечества рискует и напрягается лишь в период военных учений и боевых действий, а воин Христов рискует и напрягается ежеминутно, и в особенности если судил ему Господь жить во времена гонений. Готовясь к принятию сана священника, Иван Георгиевич готовился и к испытаниям.

Спустя десять лет, в течение которых он дважды отбыл заключение в Соловецком Лагере Особого Назначения, в «СТОНе» Святой Руси, гонимой и страждущей Русской Церкви, в 1930-м году он был расстрелян ОГПУ, по сфабрикованному делу, в окрестностях Воронежа. Прекрасны и богословски очень глубоки его письма к пастве и близким, написанные из заключения в Соловецком концлагере. В их строках – живой голос российских новомучеников, свидетельство их непоколебимой веры, твердого упования на Бога и неиссякаемой любви. Память о. Иоанна, помимо общецерковного празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, отмечается в день его мученической кончины, 2 августа (20 июля ст. ст.).

Жития таких людей, наших святых современников из той России, которую мы потеряли, являются бесценными крупицами, помогающими нам понять истинную высоту и благородство, непреклонную верность христианским идеалам, свойственные лучшим людям нашей земли, которые помогли всему нашему народу выстоять и пройти через сатанинский водоворот Русской Голгофы XX века.

Еще раз выражаем сердечную благодарность Михаилу Григорьевичу Талалаю, отцу иеромонаху Силуану и Паоло Бруно за проведение прекрасной встречи.

       Святый Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас!