««ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ И ИТАЛИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ»

В воскресение, 2 декабря, в нашем храме Святых Сергия, Серафима и Викентия в Милане состоялась конференция, посвященная Святым Царственным Страстотерпцам, под названием ««ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ И ИТАЛИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ».

Перед началом ее был отслужен Молебен с акафистом Царственным Страстотерпцам, на котором мы помолились Царственным Мученикам всем приходом, во главе с отцом архимандритом Димитрием Фантини. Для нас было очень важным отметить память Святого царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии в 2018 году, знаменующем как 100-летие страшной трагедии для нашей страны и для всего человечества: разрушения монархии и зверского убиения беззащитной, святой и благоверной Царской Семьи, так, вместе с тем, и 100-летия совместного восхождения ко Престолу Господню этих новых, сияющих неземной чистотой и благодатию святых защитников, покровителей и молитвенников за многострадальную русскую землю.

Так устроено Господом, что ореол страшных страданий святых мучеников в этой временной жизни впоследствии затмевается бесконечным, нетварным светом вечности, дарованным им Всеблагим Создателем в воздаяние за их подвиг, и поэтому в памяти о них скорбь от утраты пусть не уходит окончательно, но все же уступает место светлой радости от соприкосновения с их вечной святостью, вечно живых и вечно будущих рядом с нами. Много в уходящем году было сказано о страшных деталях последних дней их жизни перед уходом в Вечность, нам же хотелось вернуться к малоизвестным страницам их жизни, прежде всего к тем, которые связывают Царскую Семью с Италией.

Помог нам в этом Михаил Григорьевич Талалай, кандидат исторических наук, представитель в Италии Института всеобщей истории Российской Академии Наук, который подготовил для нас доклад «Царственные Страстотерпцы и Италийская Земля».

Не ограничиваясь сухими историческими фактами, Михаил Григорьевич стремился сделать рассказ максимально живым, донести детали характеров, личных качеств и привязанностей, как самого царя Николая II, Царицы, так и других исторических личностей: короля Виктора-Эмануила III, его супруги королевы Елены Македонской, и с помощью исторических фотографий максимально приблизить нас к той эпохе, позволяя лучше сопереживать историю людей и государств.

Так, блистающая рождественская красота Зимнего Дворца в Петербурге контрастирует с простотой и скромностью знаменитого «Портрета в тужурке» Государя работы Серова, как нельзя лучше передающего скромность и глубину личности святого Императора.

Его  искренняя и горячая вера конечно же не могла не привести его в Бари, мы видим алтарь на гробнице святого Николая, каким видел его и приезжавший в паломничество к Святому Николаю молодой царь, фотография эпохи запечатлевает Православное подворье в Бари, созданное в кратчайшие сроки именно под особым попечительством благочестивого императора.

Кадры красивейщей Православной церкви во Флоренции — она вновь связана с особым попечительством и памятью о святой благоверной Царской семье, ее иконостас  доныне хранит их образы.

Прекрасная фотография молодых, влюбленных короля Виктора-Эммануила III и Елены Черногорской, будущей «королевы народных сердец» жившей в то время при дворе в Петербурге и прекрасно говорившей по-русски, с которой король Италии познакомился в России, на празднествах по восшествию на престол императора Николая II. (Даже присутствовавшие на конференции итальянцы были приятно удивлены данной информацией о личной дружбе Николая II и Виктора-Эммануила III, их взаимным визитам и тем светлым моментам юности итальянского короля, которые обычно остаются в тени и о которых сами они до этого не знали).

Фотографии пышного приема короля Виктора-Эммануила III в России в 1902 году, виден поистине имперский размах, радушность и торжественность мероприятий.

И тут же — страшные кадры бедствия 1908 в Мессине, когда после разрушительного землетрясения и аномальной волны большой город в минуты был превращен в развалины. Единственными поспешившими, по личному распоряжению императора Николая II, на спасение тысяч пострадавших, также и ценой собственных жизней, стали русские моряки c военных кораблей, оказавшихся в Средиземном море. Память об этом событии бережно хранится в Мессине и  увековечена большой мемориальной доской, на которой первым благодарность возносится  лично царю Николаю II. Для нас также необычайно интересна фигура тогда русского моряка-спасателя Мессины, будущего протоиерея и священномученика Иоанна Стеблин-Каменского, причисленного в 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских. Необходимо посвятить этому русскому святому, его памяти и его наследию отдельную встречу.

Плодотворная дипломатическая деятельность, не в последнюю очередь обусловленная и личной дружбой короля и императора, и добрыми воспоминаниями о России королевы Елены: визит в Италию императора Николая II 1909 года, важные двусторонние соглашения и союзы, подписанные во дворце Раккониджи, рядом с Турином. Жаль, что из-за угроз террористов прибыть смог только один Государь Николай, чтобы не подвергать опасности семью, изначально же на высшем уровне планировался визит в Италию всей Царственной Семьи.

Интересны фото монументов работы итальянского скульптора Пьетро Каноника в Петербурге, Турине, в Стрезе, изображающие Императора и его знаменитого предка, Николая Николаевича Романова, некоторые из которых мы можем увидеть и сегодня.

 

Еще раз мы выражаем сердечную благодарность Михаилу Григорьевичу Талалаю за проведение прекрасной встречи, посвященной памяти Святой Царской Семьи и Италийской земле. Многие ранее  неизвестные детали позволили нам еще глубже понять дружеские связи и взаимопонимание наших народов, которые заложил еще сам святой Император Николай.

 

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!